От Аристотеля до Фомы Аквинского совершенствование означало мудрость, основанную на опыте и отношениях с людьми, через которые на конкретном примере познается добродетельная жизнь. В современном мире совершенствование человека — задача не генной инженерии, а воспитания.
Стивен Пост
В развитии ребенка самую важную роль играют родители. Но в нашей жизни кроме родителей есть еще один важный человек, который очень нужен каждому ребенку, – Наставник. Наставником может быть кто угодно, родственник, учитель в школе, тренер в спортивной секции, или старший товарищ. Именно этот человек, будет помогать ребенку приобретать необходимые в жизни навыки и умения, будет ставить перед ним задачи , помогать и прослеживать их выполнение, будет помогать преодолевать нежелание и трудности. Большинство родителей воспитывают ребенка, опираясь на безусловную любовь. Да, до 6-7 лет этого вполне достаточно. Но с семилетнего возраста ребенок начинает знакомиться с различными теоретическими и практическими знаниями и умениями, осваивается в мире людей и их отношений, готовится к переходу из детства во взрослый мир. В этом возрасте ребёнку необходимо развить критическое мышление, научиться оценивать себя, а так же ставить пред собой цели и преодолевать их даже через «не хочу», если это необходимо. Жизнь показала, что на данном этапе родители не могут ему помочь, так как если они начнут оценивать и критиковать своего ребенка, безусловной любви придет конец и нарушится привязанность. Как хорошо, когда именно в этот момент у ребёнка есть Наставник – человек, который будет учить его, сочетая доминирование и строгость и заботу.
Из истории мы знаем, что во все времена во всех культурах Наставники были очень уважаемыми фигурами. Ребенку просто необходим Наставник, ведь в ином случае дети находят его «суррогат» — харизматичного друга-хулигана во дворе, кумира среди известных людей, героев фильмов или компьютерных игр, не всегда положительных. Если у вашего ребенка есть Наставник, мудрый учитель в школе, например, то вам несказанно повезло. Если нет, то ваша задача помочь ребенку найти такого Наставника, да, это нелегко, но если радом с вашим чадом есть такой человек, то (самое важное!) не мешать взаимодействию вашего ребенка и его Наставника, не оспаривать авторитет Наставника.
Наставничество – старейший метод передачи опыта, который используется и в образовательных организациях. Наставничество в нашем Центре мало чем отличается от классической концепции наставничества. В системе дополнительного образования, как и в общеобразовательных школах, можно говорить о наставничестве не только между различными категориями сотрудников, но и между обучающимися.
Наставничество среди учащихся – это реально работающая форма в системе дополнительного образования. Наставничество в студии «Зазеркалье» – прежде всего добровольный вид деятельности социально активных ребят. Объединяет их не только желание передачи опыта от «старшего» к «младшему», но и умение сопереживать, понимать и принимать. Наставник (обучающийся) находится выше по технике исполнения в хореографии и подтягивает подопечного(обучаемого), объясняя, как надо правильно выполнить то или иное движение. При этом наставник (обучающийся) использует разные модели поведения: коуча, координатора, учителя, тренера. Какую выбрать модель наставник (конечно же при координации с педагогом) определяет исходя из той или иной задачи, которую ставят перед(обучаемым) для расширения его знаний и навыков. Например, если надо отработать движение, то наставник использует роль тренера. Если поставить новую постановку, то наставник(обучающийся) берёт на себя роль учителя. Если необходимо помочь обучаемому найти общий язык со сверстниками или сформировать положительное отношение к делам и своим начинаниям, то больше подойдет метод коучинга. Помимо этого, конечно, наставник должен уметь выполнять роль координатора, управляя работой подопечного для более эффективного (быстрого и качественного) развития.
В студии «Зазеркалье» существует несколько правил, которых должен придерживаться юный наставник. Многое мы позаимствовали из старого опыта (пионерии) , когда в школах отличники брали шефство над отстающими ребятами.
- во всем и всегда помогать старшим;
- активно участвовать самому в жизни детского творческого коллектива, вовлекать в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия своих подопечных;
- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом, образовательным учреждением.
- показывать положительный пример в обучении и коллективном труде. Хорошо усвоить правило: если я сегодня знаю и умею мало, то добьюсь того, чтобы завтра знать и уметь больше.
- добиваться, чтобы ни одного отстающего не было рядом, строго соблюдать дисциплину, беречь имущество учреждения, бережно относиться к природе и экологии родного города;
- воспитывать в себе лучшие личностные качества: честность, добросовестность, трудолюбие, вежливость, доброту, готовность всегда прийти на помощь своим товарищам, быть правдивым и скромным, не зазнаваться, уважать старших, помогать родителям;
- твердо усвоить правила: «Не мое достижение, а наше – коллективное», «Вижу, понимаю, действую», «Один за всех и все за одного»;
- расти патриотом, изучать героическую историю Российской Федерации и многовековую культуру, подвиги старших поколений;
- постоянно участвовать в проектах сетевого взаимодействия, учреждениями образования и культуры Самарской области;
- каждое дело (выставка, концерт, слет) — большое или малое — доводить до конца, укреплять свой творческий коллектив;
- быть дисциплинированным и организованным, постоянно проявлять смекалку и выдумку, четко выполнять временные и постоянные поручения, готовить подопечных в коллективе, как для себя смену — всегда и во всем помогать октябрятам и дошкольникам, следовать правилу:
- научился сам, научи товарища не опускать руки если что то в начале не удалось
- добивайся, чтобы все ребята дорожили авторитетом как младших так и старших товарищей по коллективу, знали его историю и относились с уважением к его традициям.
Ответственность за подопечных у обучающихся-наставников развивает чувство ответственности и является профилактикой «звездной болезни» с чем мы часто сталкивались в своё время, потому что ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих подопечных.
Если говорить об обучающихся в треке наставничества «Дети учат детей», в студии «Зазеркалье» наставники (обучающиеся) выполняют функцию тренеров, тимбилдеров и репетиторов. В основе наставничества обучающихся лежит «Творческий тандем». Помимо схемы «обучающийся-обучаемый», мы часто используем групповую работу . когда старший состав берёт шефство над младшим составом детей.
Часто дети старшего состава помогают выполнять растяжку и разогревание на занятиях младшим обучающимся, отрабатывают с ними связки, оказывают психологическую поддержку (поясняют значимость любой позиции в танце, не только солирующей, но и средней и задней линии).
В основе взаимодействия старших и младших лежит технология демократического сотрудничества. Педагог тщательно следит, чтобы роль старших обучающихся не уходила от функции наставника в «дедовщину». Это – неприемлемо.
На сегодняшний день учащийся-наставник — это обучающийся, который обучается в студии не менее 4х лет (или освоивший дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу не менее чем на 60%), обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив.
По результатам проведенного анализа вовлеченности детей в практику наставничества можно утверждать, что данный проект выполняет свою социальную роль. В коллективе царит атмосфера взаимовыручки, взаимопонимания и толерантности по отношению друг к другу. На отчётных концертах и конкурсах различных уровней, чётко видна работа нашего проекта. Помочь переодеться, найти своё место на сцене , собраться перед выступлением и услышать слова поддержки со стороны наставников — это маленький перечень того, что чувствуют наши маленькие танцоры выходя на сцену. Как правило, итогом всему этому отличное выступление и шквал аплодисментов. Ну а нашим наставникам не остаётся ничего другого как выложиться на все 100%, что бы их подопечные гордились своими наставниками и брали с них пример.
Список литературы:
Веб-страница https://vk.com/wall-97672179_986
Веб-страница https://www.b17.ru/blog/119318/
Веб-страница https://forum.theabyss.ru/index.php?showtopic=193254
Веб-страница https://vk.com/wall-142807032_156525
Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
Дедюлина И.Г., педагог доп. образования